Мизгирева Жанна Геннадьевна

                           Муниципальное казенное

           дошкольное образовательное учреждение

                              города Новосибирска

                      "Детский сад № 171 "Черничка"

                                           (МКДОУ  д/с №171 "Черничка")

Мизгирева Жанна Геннадьевна

 

 

Адаптация детей раннего возраста и их родителей к детскому саду в условиях введения ФГОС.

 

Адаптация в детском саду - сложный процесс, в котором должны принимать участие педагоги, психологи и, в первую очередь, родители детей, которые начинают ходить в детский сад. В настоящее время при введении ФГОС в дошкольное образование воспитатели и родители активно переходят к новым взаимоотношениям, основанным на открытости образовательного учреждения, что позволяет детям легче и свободнее адаптироваться к детскому саду.

Дезадаптация в детском саду встречается часто, но на нее слабо обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой утренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

Чтобы более детально и как можно объективнее рассказать об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.

 В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам, воспитателям, в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

Каждый ребенок в группе – неповторимая индивидуальность, имеющая свой характер, свои границы «можно-нельзя». У некоторых они размыты в силу разных причин. В воспитании таких детей больший эффект оказывает взаимодействие с родителями, выработка единых требований и правил.

Дети отзывчивых и коммуникабельных родителей, дети посещающие игровые центры, школы развития, кружковые секции, легко вступают в контакт с воспитателям и младшим воспитателем. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней

Хочу отметить, что плохо адаптируются к детскому саду дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Этим детям сложно и трудно принимать требования детского сада и группы.

Чтобы облегчить адаптацию (привыкание) ребёнка к детскому саду,  родителям за несколько месяцев до поступления ребёнка в детский сад необходимо обучить его навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться туалетом.

Заранее обеспечьте дома такой же режим дня, как и в детском саду (сон, приём пищи, игры). Расскажите о детском садике, режиме, о роли воспитателей, понаблюдайте с ребёнком, как вечером родители забирают из детского сада детей, сформируйте элементарные знания ребёнка о детском саде. Акцентируйте  внимание ребенка на том, что скоро он станет большим и будет гулять здесь с другими детьми и воспитателем. С гордостью рассказывайте знакомым в присутствии малыша, что он стал большим и скоро пойдёт в детский сад.

Не планируйте на период адаптации важных дел и выход на работу – родители должны помнить, что период привыкания может занять два- три месяца.

В первые дни не рекомендуется оставлять малыша больше двух часов в группе. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. В это время воспитатели заполняют адаптационные листы, где делаются отметки по разным показателям. Для каждого ребёнка период адаптации будет различным по времени от 2-3 – х недель до полугода. Как правило, по происшествии 2-3 –х месяцев можно считать ребёнка адаптированным к детскому саду.

Каждый раз, когда ребёнок приходит из детского сада, спрашивайте его о прошедшем дне: что делал в детском саду, что было на занятиях, в какие игры и с кем играл, вносите позитивные мысли и настроение ребёнку, акцентируйте положительные моменты, таким образом, родители помогают формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду. Избегайте разговоров о слезах ребёнка с родственниками, друзьями в присутствии ребёнка. Кажется, что ребёнок ещё маленький и не понимает смысла разговора, но он хорошо чувствует обеспокоенность мамы и это подкрепляет свою собственную тревогу.

Поддерживайте доброжелательные отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш ребёнок дружит, поощряйте и поддерживайте её. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это залог хороших детско – родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения решайте без агрессии, в корректной форме не в присутствии детей. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками дошкольного учреждения в присутствии ребёнка.

Ж.Г.Мизгирева, воспитатель ясельной группы МКДОУ д/с № 171 «Черничка».

 


 

Методы решения проблемы приучения детей к горшку в детском саду.

(Из опыта работы)

Воспитатели и нянечки в детском саду рады, когда в группу приводят детей, приученных дома к горшку. Случается это редко не потому, что родители плохо воспитывают своего малыша, а потому, что у ребенка, по мнению психологов, соотношение «мне надо» - «делаю в правильном месте» устойчиво формируется к 3 годам. Родители тратят много сил для приучения ребенка к горшку. У одних получается хорошо, а некоторые прилагают столько усердия, что у малыша вырабатывается стойкая к нему неприязнь. Как же быть, ведь к полутора – двум годам у большинства детей подгузники вызывают чувство неудобства, и малыши приспосабливаются быстро их с себя снимать в самые неподходящие моменты, доставляя мамам много «веселых» моментов?  Родителям необходимо набраться терпения и успокоиться: к трем годам, возможно и раньше, все получится! Три года – это нормальный возраст для появления крепкой дружбы вашего малыша с горшком, кто бы и что вам ни говорили.

                  В детском саду ребенок привыкает пользоваться горшком быстрее, чем дома. Этому  способствуют следующие особенности:

1.               Установленное время. Согласитесь, далеко не в каждой семье придерживаются  распланированного режима дня, а детскому организму он просто необходим. В детском саду все пребывание детей расписано по минутам. Например, перед завтраком все малыши идут мыть руки, потом – завтракать, опять мыть руки и – на горшок! Перед и после прогулки, дневного сна (всегда в одно и то же время) ребенку будет предложено воспользоваться горшком.

2.               Коллективность и массовость процесса. Развитие ребенка строится на подражании и копировании действий людей, находящихся рядом. В группе же ребенка окружают такие же малыши, как и он сам, а не только взрослые люди! Дома не идут же члены всей семьи, чтобы с ребенком сесть рядом на горшок… Ребенка, можно сказать, насильно раздевают и усаживают непонятно куда и непонятно что от него хотят.…  В группе же обязательно будет ребенок, который дружит с горшком. Он его первый и возьмет. Остальные, будьте уверены, потянутся! Кто-то из малышей гордо объявит о результате и остальным тоже захочется продемонстрировать свои достижения и получить похвалу.

3.               Определенное место. В детском саду за малышом никто не будет бегать с горшком в руках, превращая таинственный процесс в погоню.

4.               Определенное время. На горшке  ребенок проведет не более 5-7 минут. Воспитатель и нянечка не забудут про него, процесс не потеряет своего смысла, не превратится в долгую, неудобную и непонятную игру.

5.               Простота. Горшок будет всегда на одном месте и в доступности для малыша.

6.               Комфортность. Никакого насилия! Нянечка или воспитатель всегда вовремя окажут помощь в раздевании и одевании около горшка.

Родителям мы советуем:

u     С младенчества приучайте детей  к сухой одежде. На мокрой постельке, в мокрых ползунках малыш будет чувствовать себя неуютно и неприятно. Благодаря этому быстрее установится причинно-следственную связь.

u     Горшок все время должен находиться на одном месте, удобном для ребенка. Сажать же на него нужно не чаще, чем через каждые два часа.

u     Внимательно присматривайтесь к тому, как ребенок  выражает свое желание:

·             это набор определенных звуков;

·             это определенное и понятное мимическое выражение;

·             это сжимание кулачков или ножек;  

·             это снимание одежды (от штанишек и носочков до кофточек).

О том, как ребенок выражает свои физиологические потребности, обязательно предупредите вашего воспитателя.

u     В меру позитивно реагируйте на то, что ребенок вовремя попросился на горшок или сам на него сел. Так как бурная радость родителей и излишняя похвала за результат стараний натолкнет ребенка на идею манипулирования вами (но это тема для отдельного разговора).

u     Неудачам, а они обязательно будут, не уделяйте слишком много внимания. Нельзя:

·  кричать на ребёнка,

·  ругать его

·  наказывать.  

Отрицательные эмоции, которые при этом неизбежно возникнут, только отдалят желаемый результат.

u     Если ребенок наотрез отказывается пользоваться горшком, необходимо выяснить причину такой реакции. Причины капризов ребенка:

·                горшок слишком холодный;

·                он не подходит по размеру: велик или мал, и малышу просто неудобно на нем сидеть;

·                так же может пугать большая глубина;

·                материал, из которого горшок изготовлен, неприятен ребенку;

·                он не устойчив и вызывает страх падения.

В магазине  детских товаров нужно выбрать подходящий для вашего ребенка горшок. В продаже бывают даже музыкальные горшки, воспроизводящие мелодии только когда в них что-то попадает.

                  Совместная работа воспитателя и родителей поможет ребенку быстрее подружиться с горшком. Помощь родителей будет выражаться в том, что дома будут соблюдаться те же правила, что и в детском саду, выполняться рекомендации воспитателей и психологов. Ребенку  будут предлагать посещение туалета перед сном и после пробуждения.  Родители и близкие люди не будут насильно усаживать ребенка на горшок, особенно, если малыш боится. Не будут позволять ему долго засиживаться в туалете, не будут выражать негативные эмоции в случае неудачи.

Дата последнего обновления страницы 17.06.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения