Адаптация детей раннего возраста и их родителей к детскому саду в условиях введения ФГОС.
Адаптация в детском саду - сложный процесс, в котором должны принимать участие педагоги, психологи и, в первую очередь, родители детей, которые начинают ходить в детский сад. В настоящее время при введении ФГОС в дошкольное образование воспитатели и родители активно переходят к новым взаимоотношениям, основанным на открытости образовательного учреждения, что позволяет детям легче и свободнее адаптироваться к детскому саду.
Дезадаптация в детском саду встречается часто, но на нее слабо обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой утренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
Чтобы более детально и как можно объективнее рассказать об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.
В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам, воспитателям, в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
Каждый ребенок в группе – неповторимая индивидуальность, имеющая свой характер, свои границы «можно-нельзя». У некоторых они размыты в силу разных причин. В воспитании таких детей больший эффект оказывает взаимодействие с родителями, выработка единых требований и правил.
Дети отзывчивых и коммуникабельных родителей, дети посещающие игровые центры, школы развития, кружковые секции, легко вступают в контакт с воспитателям и младшим воспитателем. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней
Хочу отметить, что плохо адаптируются к детскому саду дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Этим детям сложно и трудно принимать требования детского сада и группы.
Чтобы облегчить адаптацию (привыкание) ребёнка к детскому саду, родителям за несколько месяцев до поступления ребёнка в детский сад необходимо обучить его навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться туалетом.
Заранее обеспечьте дома такой же режим дня, как и в детском саду (сон, приём пищи, игры). Расскажите о детском садике, режиме, о роли воспитателей, понаблюдайте с ребёнком, как вечером родители забирают из детского сада детей, сформируйте элементарные знания ребёнка о детском саде. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он станет большим и будет гулять здесь с другими детьми и воспитателем. С гордостью рассказывайте знакомым в присутствии малыша, что он стал большим и скоро пойдёт в детский сад.
Не планируйте на период адаптации важных дел и выход на работу – родители должны помнить, что период привыкания может занять два- три месяца.
В первые дни не рекомендуется оставлять малыша больше двух часов в группе. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. В это время воспитатели заполняют адаптационные листы, где делаются отметки по разным показателям. Для каждого ребёнка период адаптации будет различным по времени от 2-3 – х недель до полугода. Как правило, по происшествии 2-3 –х месяцев можно считать ребёнка адаптированным к детскому саду.
Каждый раз, когда ребёнок приходит из детского сада, спрашивайте его о прошедшем дне: что делал в детском саду, что было на занятиях, в какие игры и с кем играл, вносите позитивные мысли и настроение ребёнку, акцентируйте положительные моменты, таким образом, родители помогают формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду. Избегайте разговоров о слезах ребёнка с родственниками, друзьями в присутствии ребёнка. Кажется, что ребёнок ещё маленький и не понимает смысла разговора, но он хорошо чувствует обеспокоенность мамы и это подкрепляет свою собственную тревогу.
Поддерживайте доброжелательные отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш ребёнок дружит, поощряйте и поддерживайте её. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это залог хороших детско – родительских взаимоотношений.
Конфликтные ситуации, недоразумения решайте без агрессии, в корректной форме не в присутствии детей. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками дошкольного учреждения в присутствии ребёнка.
Ж.Г.Мизгирева, воспитатель ясельной группы МКДОУ д/с № 171 «Черничка».
Методы решения проблемы приучения детей к горшку в детском саду.
(Из опыта работы)
Воспитатели и нянечки в детском саду рады, когда в группу приводят детей, приученных дома к горшку. Случается это редко не потому, что родители плохо воспитывают своего малыша, а потому, что у ребенка, по мнению психологов, соотношение «мне надо» - «делаю в правильном месте» устойчиво формируется к 3 годам. Родители тратят много сил для приучения ребенка к горшку. У одних получается хорошо, а некоторые прилагают столько усердия, что у малыша вырабатывается стойкая к нему неприязнь. Как же быть, ведь к полутора – двум годам у большинства детей подгузники вызывают чувство неудобства, и малыши приспосабливаются быстро их с себя снимать в самые неподходящие моменты, доставляя мамам много «веселых» моментов? Родителям необходимо набраться терпения и успокоиться: к трем годам, возможно и раньше, все получится! Три года – это нормальный возраст для появления крепкой дружбы вашего малыша с горшком, кто бы и что вам ни говорили.
В детском саду ребенок привыкает пользоваться горшком быстрее, чем дома. Этому способствуют следующие особенности:
1. Установленное время. Согласитесь, далеко не в каждой семье придерживаются распланированного режима дня, а детскому организму он просто необходим. В детском саду все пребывание детей расписано по минутам. Например, перед завтраком все малыши идут мыть руки, потом – завтракать, опять мыть руки и – на горшок! Перед и после прогулки, дневного сна (всегда в одно и то же время) ребенку будет предложено воспользоваться горшком.
2. Коллективность и массовость процесса. Развитие ребенка строится на подражании и копировании действий людей, находящихся рядом. В группе же ребенка окружают такие же малыши, как и он сам, а не только взрослые люди! Дома не идут же члены всей семьи, чтобы с ребенком сесть рядом на горшок… Ребенка, можно сказать, насильно раздевают и усаживают непонятно куда и непонятно что от него хотят.… В группе же обязательно будет ребенок, который дружит с горшком. Он его первый и возьмет. Остальные, будьте уверены, потянутся! Кто-то из малышей гордо объявит о результате и остальным тоже захочется продемонстрировать свои достижения и получить похвалу.
3. Определенное место. В детском саду за малышом никто не будет бегать с горшком в руках, превращая таинственный процесс в погоню.
4. Определенное время. На горшке ребенок проведет не более 5-7 минут. Воспитатель и нянечка не забудут про него, процесс не потеряет своего смысла, не превратится в долгую, неудобную и непонятную игру.
5. Простота. Горшок будет всегда на одном месте и в доступности для малыша.
6. Комфортность. Никакого насилия! Нянечка или воспитатель всегда вовремя окажут помощь в раздевании и одевании около горшка.
Родителям мы советуем:
u С младенчества приучайте детей к сухой одежде. На мокрой постельке, в мокрых ползунках малыш будет чувствовать себя неуютно и неприятно. Благодаря этому быстрее установится причинно-следственную связь.
u Горшок все время должен находиться на одном месте, удобном для ребенка. Сажать же на него нужно не чаще, чем через каждые два часа.
u Внимательно присматривайтесь к тому, как ребенок выражает свое желание:
· это набор определенных звуков;
· это определенное и понятное мимическое выражение;
· это сжимание кулачков или ножек;
· это снимание одежды (от штанишек и носочков до кофточек).
О том, как ребенок выражает свои физиологические потребности, обязательно предупредите вашего воспитателя.
u В меру позитивно реагируйте на то, что ребенок вовремя попросился на горшок или сам на него сел. Так как бурная радость родителей и излишняя похвала за результат стараний натолкнет ребенка на идею манипулирования вами (но это тема для отдельного разговора).
u Неудачам, а они обязательно будут, не уделяйте слишком много внимания. Нельзя:
· кричать на ребёнка,
· ругать его
· наказывать.
Отрицательные эмоции, которые при этом неизбежно возникнут, только отдалят желаемый результат.
u Если ребенок наотрез отказывается пользоваться горшком, необходимо выяснить причину такой реакции. Причины капризов ребенка:
· горшок слишком холодный;
· он не подходит по размеру: велик или мал, и малышу просто неудобно на нем сидеть;
· так же может пугать большая глубина;
· материал, из которого горшок изготовлен, неприятен ребенку;
· он не устойчив и вызывает страх падения.
В магазине детских товаров нужно выбрать подходящий для вашего ребенка горшок. В продаже бывают даже музыкальные горшки, воспроизводящие мелодии только когда в них что-то попадает.
Совместная работа воспитателя и родителей поможет ребенку быстрее подружиться с горшком. Помощь родителей будет выражаться в том, что дома будут соблюдаться те же правила, что и в детском саду, выполняться рекомендации воспитателей и психологов. Ребенку будут предлагать посещение туалета перед сном и после пробуждения. Родители и близкие люди не будут насильно усаживать ребенка на горшок, особенно, если малыш боится. Не будут позволять ему долго засиживаться в туалете, не будут выражать негативные эмоции в случае неудачи.