Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                           Муниципальное казенное

           дошкольное образовательное учреждение

                              города Новосибирска

                      "Детский сад № 171 "Черничка"

                                           (МКДОУ  д/с №171 "Черничка")

Страничка педагога-психолога

 

  

 

Компетентностный подход как основа формирования социально-коммуникативных компетенций у участников  образовательного процесса

 

Компетентностный подход,  при условии сформированности у педагогических работников компетенций и проявления компетентности в ходе педагогического процесса,  обеспечивает:

?формирование компетенций у обучающихся, развитие их компетентности,

?повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) как активных участников образовательных отношений.

   

Плюсы компетентностного подхода:

  - непрерывность коррекционного процесса;

  - эффективность;

  - возможность охватить большее количество детей.

                                                          


 Если малыш плачет

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

                   Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

                   Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

                  Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

                   Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

  

Что делать родителям?

 

                  Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

                   Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

                    Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

                    Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

                    Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

                   Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

                   Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку...

   Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

                  Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

                    Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

                  Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

                    Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

                    Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

                   Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

                   Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

                   Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

                    Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

                   Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

                   Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся. 

                   Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

   Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

                   Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

                    Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет.

                  Как было отмечено мною выше, есть такая категория детей, которые плачут явно больше других и, как кажется на первый взгляд, вообще без причины. Родители испытывают постоянную тревогу за таких детей. Но как помочь им?

   Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки.

                   Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

                  Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

                 

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

 

  

Папа + мама + малыш = дружба

                  Как же завоевать доверие ребенка?

Как вызвать его на откровенность?

Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет… Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком.

                    Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

                    Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

                   Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

   Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

   Очень большое значение имеет общение со сверстниками. Если ребенок стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

                  Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя.                     Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

                  Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

                  Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость...

                 

Понимаем ли мы своих детей?

                  Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность...

                  Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

                  Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

                  У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

                  Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

                  Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

                  С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

                  Для развития чувства любви, сострадания можно завести домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.               

                  Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

                  Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

                  Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

                     Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.               

                  Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию.              Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

                   Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда ребенок, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию, но и укрепляют взаимоотношения.

                     

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

                  Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

 

 


 

 

Мой ребенок врет

              

 Реакция родителей на ложь детей может быть разнообразной: могут испытывать тревогу, растеряться или агрессивно отреагировать, наказать. Но надо помнить - любой ребенок время от времени выдает фантазии за правду, скрывает что-то или врет.

         Правда, недо отметить, что и ложь может быть разной. Она может быть инструментом манипуляции, касаться очень тонких вопросов и даже навредить или сделать другому человеку больно.

        Все родители с самого начала воспитания своего ребенка ежедневно сталкиваются с вопросами: «Допустимо ли это?», «Хорошо это или плохо?», «Как реагировать?» и т.д..

        В отношении лжи у нас, взрослых, тоже есть определенные внутренние цензоры. Невинную детскую фантазию, выданную за реальность, сможет отличить ото лжи с явно отрицательными мотивами каждый любящий родитель.

        Но даже если ребенок солгал, не ставьте на него клеймо безнравственного и неблагополучного!

       

Что делать родителям с детской ложью?

        Как это ни парадоксально, если Ваш ребенок начал лгать – начните выстраивать с ним доверительные отношения.

        Посмотрите на него как на ребенка, у которого не столько жизненного опыта, сколько у Вас. Он не знает, как справится с той или иной ситуацией, не знает, как получить желаемое.

        Подумайте о причинах лжи. Все ли Вы знаете о жизни своего ребенка? Рассказывает ли он Вам с горящими глазами  о происходящем в его жизни?   

       Еще одно обязательное правило: никогда не судить ребенка публично! После того, как вы остыли и пришли в себя нужно начать разговор с ребенком. Но не с вопроса «Почему ты врешь?», а с вашего рассказа о том, как вы себя чувствуете, когда он лжет; как это может влиять на остальных.

        Помните: ребенок не станет вам доверять, если с ним будет проведена нравоучительная беседа. После разговора ребенок должен уйти с пониманием негативного значения лжи и со знанием того, что родители его любят.

       Пройдите через это и станьте ближе своему ребенку!

 

 

 

 


 

 

Развиваем воображение

Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребёнка, чему способствует экспериментальная деятельность. С чем же можно экспериментировать?

Экспериментировать можно с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые окружают ребёнка. Именно собственный опыт помогает ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. При этом интенсивно развивается его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребёнку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире, знакомятся со свойствами веществ.

Игры с водой

Это среда, в которой находился ребёнок. Ребёнку нравится играть с игрушками в ванной. Он видит, что одни предметы тонут в воде, а другие плавают.

Плавает или тонет?

Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, предметы из железа, плавающие кораблики).

Переливание воды

Воду можно переливать из кружки в кружку. Для этого поставьте их в пустой таз. Можно переливать воду из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.

Растворение сахара

Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.

Окрашивание воды

Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

Воздушные пузыри

При помощи трубочки от коктейля. Соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.

Мыльные пузыри

При помощи специального приспособления взрослый пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Это занятие вызывает у детей чувство восторга, радость.

Капельки

При помощи пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают. Падая на твёрдую поверхность.

Песок

Сыпучесть песка

Песок можно пересыпать из одного ведёрка в другое, при помощи совка и воронки насыпать в пластиковую бутылку.

Красим песок

С помощью взрослого можно выкрасить песок гуашью в другой цвет.

Раздувание песка

При помощи спринцовки можно раздувать песок, имитируя ветер. Это можно делать и в пластиковой бутылке, если туда насыпать песок, а в крышку бутылки вставить спринцовку. Нажимая на неё, вызывается движение песка в бутылке.

Бумага

Её можно рвать, сгибать, превращать в комки и кидать. Из неё делают кораблики и отправляют их в плавание. На ней рисуют разными материалами. Бумага бывает разной по цвету, текстуре.

Природный материал

Прекрасный материал для изготовления поделок. Косточки от фруктов, положенные в банки, бутылки издают различные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные ёмкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика). Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Зеркало

С его помощью ребёнок познаёт себя. Глядя в зеркало, он изучает части своего тела. С помощью зеркала можно получить солнечного зайчика.

Вертушки, султанчики, полоски из бумаги

Эти игрушки помогут наблюдать за направлением ветра. Некоторые из них издают звуки при трении о воздух, тогда можно услышать песенку ветра.

Ткань

Соберите в коробочку ткань, разную по фактуре. Этот материал способствует развитию тактильных рецепторов. Атлас – гладкий, шерсть – шероховатая. Мех – пушистый и мягкий. Пусть ваши малыши исследуют ткань на ощупь.

Пищалки, шумелки, погремушки

Они нужны для эксперимента со звуком (громкий звук или тихий, мелодичный или негармоничный (шум)).

Пёрышки

Соберите коллекцию перьев птиц. Их можно раскладывать по размеру: от маленького до большого и в обратном порядке. У перьев разный цвет; они могут и плавать. Если пером провести по телу, то будет щекотно.

 

 

«Чем играют наши дети?»

Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, складывать, извлекать звуки).

Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, строительный материал могут занимать детей в течение длительного времени).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

 

 

 22.12.2014г

 

 


 

 

Введение правил

Уважаемые взрослые!

                Если вы хотите, чтобы ваши дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, попытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуациях, придаст ему уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.

                Но для того, чтобы эти правила оказались более эффективными, вам следует учитывать некоторые условия:

 

1.        Правило должно быть конкретным.

2.        Одно и то же правило лучше повторить для ребенка несколько раз.

3.        Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано (на кухне, в детской).

4.        Повторяя рабочее правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ, не как указание, а как доброжелательный совет.

5.        Правила должны быть сформулированы в позитивной форме (лучше сказать «Говори тихо», а не «Не кричи!»).

6.        Обосновывайте для ребенка, почему надо следовать тем, а не иным правилам.

7.        Если ребенок испытывает правило «на прочность», провоцируя вас на крик или шлепок, оставайтесь спокойным и «твердым» в выполнении правил.

8.        Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими. Это послужит хорошим примером, моделью поведения для вашего ребенка.

 

 

 

 


 

 «Есть дети с острым умом и

любознательные, но «дикие» и упрямые.

Таких обычно считают безнадежными,

между тем из них обыкновенно

выходят великие люди,

если  только воспитать их

 надлежащим образом».

 Ян Амос Коменский

                                                                                           

           Мы привыкли считать детство счастливым периодом в жизни человека и распространять это счастье не только на детей, но и на их родителей. Глазами своих детей любящие родители могут по-новому увидеть дождик или снег, червячков и птичек, по-новому прочитать старые сказки и спеть новые песенки. Как хочется пережить вместе с ним удивление, восторг, яркость первой непосредственной реакции! Но, к сожалению, не всегда складывается так все радужно. Быть родителем — это счастливая, но трудная  миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Но что же делать, если отношения с самым дорогим человеком стали конфликтными?

 

         Следующие правила помогут выйти из трудных ситуаций, восстановить мир и спокойствие в ваших с ребенком взаимоотношениях.

 

          Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Проводите больше времени с ребенком.

2. Будьте одновременно тверды и добры.

3. Снизьте контроль.

4. Поддерживайте ребенка.

5. Демонстрируйте свою веру в ребенка.

6. Помогите ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

7. Внесите юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Имейте мужество изменить себя.

9. Не забывайте о словесных способах поощрения и поддержки ребенка:

- Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

- Замечательно! Превосходно! Чудо!

- Ты делаешь это хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

- Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

- Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

- Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

- Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

- Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты – чудо!

 

             Но что делать, если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите?  Поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

 

             Вот несколько способов утихомирить разбушевавшегося ребенка:

1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется».

3. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)».

4. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

5. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

6. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

7. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

8. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

9. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

10. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

11. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове, пока не прозвенит таймер (1-5 минут).

12. Предложите игру «Капитан и корабль». Капитан должен отдавать команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль четко им следовать.

13. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А»)

14. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

15. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.

 

              К сожалению, а может быть и к счастью, нет волшебной пилюли от детского непослушания. Безусловно, родительство – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений  важнейшими показателями качества родительства признают гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Позитивные изменения в детско-родительских взаимоотношениях улучшают эмоциональное самочувствие ребенка и его социальную адаптивность. А значит нам, взрослым, стоит посмотреть на то, что происходит в детско-родительских взаимоотношениях под другим углом зрения. И … начать с себя!

   Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

 

       Во-первых, проанализируем своё родительское поведение: насколько последовательны мы в своём воспитательном подходе, насколько согласованы действия членов семьи, принимающих участие в воспитании, адекватно ли мы оцениваем возможности ребенка, не чрезмерно ли мы опекаем и контролируем ребёнка, внимательны ли мы к чувствам и желаниям малыша, умеем ли сами идти на компромисс, какой образец поведения демонстрируем ребёнку. Иногда агрессивное поведение может быть реакцией малыша на наши ошибки в общении с ним. 

       Во-вторых, необходимо понять, что скрывается за агрессивным поведением: неуверенность, невозможность справиться с непосильной задачей, желание быть более самостоятельным или что-то другое. 

      В-третьих, больше играть со своими детьми. Маленький ребёнок ещё слишком мал, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, а в игре мы можем научить ребенка многому. Именно через игру малыш познаёт окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы, именно играя можно научить ребёнка конструктивному общению (разыгрывайте сложные ситуации с игрушками, проигрывайте их по ролям). Дайте возможность ребёнку быть активным участником, будьте осторожны, не заглушите инициативу ребёнка излишней требовательностью и назидательностью. 

       В-четвёртых, поощряйте общение ребёнка со сверстниками, когда он поймёт, что вокруг такие же, как и он, малыши, у которых тоже есть рот, нос, глазки и ушки, они могут делать то же, что и он, ему будет проще понять чувства и переживания другого.

И самое главное: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий! А желание и терпение помогут вам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у вашего малыша.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"